Корзина 0
Список сравнения 0 Список желаний 0
Личный кабинет
Меню
8 (800) 555-24-60 Заказать звонок

Лонгборд, скейтборд, пенни-борд, круизер: в чём разница, и причём тут сёрферы

Со сходствами всё ясно: всё это – платформы на колёсиках. Но если бы у них не было отличий, то у них бы не было разных названий. Вот в этих отличиях и попробуем разобраться. 

СКЕЙТБОРДЫ

В основном – это спортивный экстремальный инструмент для выполнения трюков и реже – для катания и передвижения.

Немного истории: первыми скейтами были ящики и доски с прикреплёнными колёсами

Скейтбординг появился в конце 1930-х — начале 1950-х годов, в среде калифорнийских сёрферов, которые не могли заниматься сёрфингом, когда не было волн


Первые скейтборды создавались своими руками, поэтому выглядели и ехали не так хорошо, как хотелось райдерам. Возможно, первые скейты выглядели даже так

  • Позже ящики были заменены на доски из спрессованных слоёв древесины — похожие на те, которые используются сегодня
     
  • Далее у скейтбордов появились полиуретановые колёса
     
  • Потом специально для скейтов разрабатываются подвески, что положительно повлияло на ходовые качества
     
  • Затем наступает эра экспериментов с материалами и появление дек из алюминия и стекловолокна, но в преимуществе остаётся дерево
     
  • Переломный момент. Молодёжь, которая не связана с сёрфингом, перенимает скейтборды и превращает в трюковую дисциплину, которая никак не связана с океаном: теперь это трюковой атрибут детей и подростков из каменных джунглей
     
  • В 1976 в Калифорнии наступает засуха, отчего пересыхает вода в открытых бассейнах, и эти пустующие бассейны занимают скейтбордисты.

Райдер в бассейне. Так зародился отдельный стиль катания, который породил создание рамп – специальных мест для трюков и катания на скейтбордах



 


Юный скейтбордист в рампе

  • Трюки в рампе и вне её отличаются, а катание в рампе не было доступно большинству, поэтому появился уличный стиль «стрит», что дало новый толчок популярности скейтбордов


Стрит-скейтбординг: трюки в условиях города
 

  • Скейтборд стал формой выражения протеста на фоне противостояния скейтбордистов и государства, которое ввело запреты на катание в парках, говоря, что скейтборды портят асфальт, плитку и бордюры. Так появился скейтерский лозунг «skateboard is not a crime» - скейтборд – это не преступление

     
  • В 2016 году Международный олимпийский комитет включил cкейтбординг в программу летней Олимпиады в Токио в 2020 году

Чтобы скейт подходил для выполнения трюков, он должен быть компактным, прочным и относительно лёгким, поэтому рассмотрим конструкцию скейтборда более подробно: обычно это доска, состоящая из нескольких слоёв дерева, которая установлена на 4 маленьких колёсика.

Доска или дека

Как правило, состоит из 7, 8 или 9 слоёв дерева: канадского или китайского клёна, бамбука. Ещё  бывают из алюминия или пластика. Обычно пластик легче, то есть более управляемый, но менее прочный. Количество слоёв, качество древесины и технология влияют на жёсткость, прочность, вес и гибкость.

Размеры дек

  • отличаются по ширине и могут быть от 7,125 до 11 дюймов
  • примерная длина всех скейтбордов от 30 до 32 дюймов, но существуют исключения в виде скейтбордов для детей

Каждый скейтер отдаёт предпочтение своим габаритам и форме доски, исходя из опыта и предпочитаемых трюков.

Наждак (шкурка) 

Это самоклеящаяся лента, по своему виду и свойствам похожая на наждачную бумагу. Наклеивается на деку. Благодаря шкурке ноги не соскальзывают во время катания, что позволяет выполнять трюки.


Скейтборд должен быть с нескользящей поверхностью деки и устойчивый к ударам

Подвеска (или траки) — состоит из нескольких элементов:

  1. Вешалка (хэнгер, англ. hanger)
  2. Бушинги (англ. bushings).
  3. Кингпин (англ. kingpin)
  4. Baseplate

Эти элементы обеспечивают манёвренность, послушность скейтборда, улучшают ходовые качества и дают устойчивость к трюковым нагрузкам

Колёса

  • Отличаются небольшим разбросом по диаметру (около 50 мм) и ширине (около 40 мм)
  • Ещё отличаются жёсткостью. Жёсткие колёса более устойчивы к нагрузкам, но издают больше шума и дают менее мягкий ход. У мягких всё наоборот.

Комплектующие. Это запчасти или дополнения. Например, болты для крепления подвесок и рейлы на края для скольжений по перилам


Одна из разновидностей скейтборда – пенниборд. Это более узкий и короткий вариант скейта, выполненный из пластика, с одним вертикальным загибом деки - задним. Часто пенниборды покупают детям

Итак, скейтборды – это короткие, компактные, управляемые доски, рассчитанные на выполнение трюков. Обычно, у скейтборда 2 загиба вверх: спереди и сзади. Они нужны для выполнения трюков, в том числе щелчков доской об асфальт.

 

ЛОНГБОРДЫ

Преимущественно для катания и в меньшей степени для трюков. Почему? Потому что лонгборды произошли не от скейтбордов, а тоже от досок для сёрфинга: это изобретение гавайских сёрферов, чтобы оставаться на доске, когда океан штормит. Сравните 2 фотографии ниже:


ФОТО 1: Райдер едет на лонгборде


Фото 2: сёрфер летит над волнами
В Калифорнии тех времён героем обоих фото вполне мог быть один и тот же человек, всё зависело от погоды и высоты волн в океане)

  • Лонгборды длиннее скейтов (от английского «Long» - длинный). У них удлинённая дека и колёсная база (расстояние между передним и задним блоками колёс ). Колёса тоже больше, чем у скейтов, и мягче.
     
  • Всё это влияет на ходовые качества: доска более стабильная, устойчивая, едет быстрее, и обеспечивает более мягкий ход, скрадывая небольшие неровности асфальта. Следовательно, больше подходит для ровных прямых длинных дистанций.
     
  • И это ещё одна причина, почему почти все лонги неудобны для трюков, прыжков и вращений: они для этого недостаточно манёвренны и компактны.
     
  • В отличие от классического скейтборда, деки для лонгборда имеют более свободный дизайн формы и профиля.

Немного истории

  • В Гавайях в 1950х на улицах стали замечать людей, которые катались на самодельных деках. Формы и размеры лонгборда были ограничены лишь воображением хозяина. Это явление назвали «сёрфинг по асфальту».

Отличительной чертой лонгов так и осталось разнообразие форм. На фото 5 разновидностей: с острым носом и хвостом, с острым носом и сдвоенным хвостом, с вертикальными загибами и с закруглёнными хвостом и носом

  • Сначала лонгбординг держался на небольшом количестве энтузиастов, которые любят скорость, но к 2000м ситуация поменялась. Всё больше людей находило лонгбординг удобным для катания как по городскому асфальту, так и по серпантину на трассах, что привело к появлению нескольких стилей катания: даунхилл, слалом, дэнсинг, фрирайд, технический слайд, фристайл, комьютинг, слоупстайл и шлонгбординг.

Конструкция лонгборда

Дека (англ. Deck) — основная деталь, на которую крепятся траки, колёса и наждачная бумага (нескользящее покрытие).

Материалы для изготовления дек:

  • Фанера
  • Массив дерева
  • Шпон древесины различных пород: клёна, берёзы, бука, ясеня и т. д.
  • Ламинаты дерева и бамбука
  • Композиционные материалы, например, дерево в сочетании с армирующими тканями

Флекс деки (упругость)
Это способность деки изменять свою геометрию при статической или динамической нагрузке во время катания. Флекс зависит от материалов деки и от конкейва – продольного профиля деки. Для разных дисциплин катания требуется свой флекс:

  • для карвинга или круизинга подходят мягкие доски с большим флексом для гибкости на поворотах
  • для скоростного спуска — даунхилла требуется жёсткая доска с минимальным флексом для большей стабильности.

Подвески (траки)
Состоят из металлической пластины, «вешалки» и болта, который соединяет их между собой. В вешалку встроена ось, на которую крепятся колёса. Траки бывают различных типов, в зависимости от дисциплины.

Колёса
Отличаются жёсткостью и диаметром (от 50 до 100 мм.). Каждой дисциплине подходит свой размер и своя жёсткость колёс.

Шкурка (гриптейп, наждак)
Это клейкая лента с абразивным покрытием, которая крепится к верхней стороне деки и не даёт ногам соскальзывать. Различается размером фракции абразива.

Райзеры
Бывают жёсткими и мягкими. Крепятся между декой и подвеской.

  • Жёсткие приподнимают деку, меняя ходовые качества лонгборда
  • Мягкие (шокпэды) служат виброгасителями
  • Угловые райзеры могут менять наклон подвесок, изменяя динамику и диапазон их поворачивания

Бушинги
Деталь подвески из полиуретана. Именно за счёт неё подвески возвращаются в исходное положение после поворотов (ребаунд), а также гасятся вибрации. В каждой классической подвеске по два бушинга.

Подшипники
Устанавливается внутрь колеса в количестве двух штук и обеспечивают быстрое плавное вращение колёс.  Между подшипниками зачастую ставят спейсеры. А некоторые подшипники сконструированы со встроенным спейсером.

Спейсеры
Это втулка между двумя подшипниками в колесе. Распределяет боковые нагрузки и не даёт зажимать шарики в подшипнике. Со спейсером можно закрутить колеса до упора, чтобы не было люфта, а без спейсеров это невозможно.

Подвиды лонгбординга и, соответственно, самих лонгбордов

Surf-Style лонгборды —длина от 140 см до 3 метров. Большие доски позволяют кататься большими плавными дугами. Эта дисциплина – для самых ярых гонщиков – требует особой осторожности, так как эти доски обладают большой инерцией, и требует хороших навыков управления доской. В зависимости от размера, на таких досках можно ходить, сидеть, лежать и даже кататься вдвоём.


Гонщица едет на лонгборде и одновременно ходит по нему

Круизные (карвинговые) лонгборды —длина от 75 см до 130 см. Это самый распространённый вид, их больше всего покупают, у них и самый широкий выбор моделей, фирм и расцветок. Эти лонгборды манёвренные и универсальные. На них можно просто кататься, съезжать с горок и даже делать некоторые трюки, слайды, грайнды. Новичкам лучше начинать именно с таких досок.


Трюк: стойка на лонгборде

Гибридные доски — от 70 см до 80 см. Это переходный размер от коротких слаломных досок к более длинным карвинговым. Сочетает манёвренность и высокую скорость.

Слалом — обычно от 60 см до 70 см. Доски жёсткие и прямые, обладают самой высокой манёвренностью. На них удобно объезжать препятствия, а вот разгон с больших горок не рекомендуется. Скорость они наберут хорошую, а затормозить уже не получится. Съехать с крутого спуска можно, делая дуги и жёстко контролируя скорость. Слалом бывает разный:

  • Tight slalom — с расстояние между передними и задними колёсами от 180 до 250 см
  • Hybrid — от 250 до 500 см
  • Гигантский слалом — больше 4 метров между передними и задними колёсами.

Hill-bombing — доска для даунхила, скоростного спуска с горы. Это жёсткая доска длиной около 100 см, с мощными подвесками специальной геометрии.


На таких досках можно разогнаться до 100 км/ч.
Выбирая их, следует купить полный комплект защиты, например, как у мотоциклистов. Хотя бы шлемы, как на фото

Лонги рассчитаны на ровные прямые дороги без заездов на поребрики, поэтому их дека, обычно, абсолютно прямая и иногда – с хвостовым загибом вверх.


Итак, лонгборды – это прямые наследники досок для сёрфинга: свободолюбивых представительниц безграничного простора, большой скорости, широкого размаха и виражей.

КРУИЗЕРЫ

Их мы рассматриваем после скейтов и лонгов, потому что круизёры – это их гибрид. Эта доска взяла средние характеристики скейтов и лонгов – длину, материалы, форму деки, размер и материал колёс –  чтобы райдер мог разогнаться, немного покататься по городскому асфальту или парку, но и чтобы осталась возможность выполнять некоторые трюки.

Название доски происходит от слова круиз, то есть это некий аналог путешествия: поездка или прогулка, что больше соотносится с передвижением из точка А в точку Б, чем с выполнением трюков на месте.

Особенности

  • Часто круизёры обладают хвостовым загибом вверх. Это удобно, опять же, для выполнения трюков и чтобы преодолевать бордюры
     
  • Круизёры отличаются броским дизайном, интересными формами и яркими красками
     
  • Круизёр может быть сделан как из клена, так и из простого высокопрочного пластика
     
  • Бывают с противоскользящим покрытием – деревянные, а бывают и с рифлёной поверхностью, которая выплавлена на верхней стороне деки – у пластиковых моделей
     
  • В среднем колёса немного больше и мягче, чем у скейтбордов, чтобы обеспечивать мягкий плавный ход


У круизеров промежуточный между скейтами и лонгами размер: он уже позволяет кататься по улицам, но ещё сохраняет относительное удобство переноски круизёра в руках (или пристёгивания его к рюкзаку).
Иногда грань между круизом и лонгом стирается, и становится непонятно, что именно райдер несёт в руках

Что выбрать?

Зависит от ваших целей и предпочтений, а также от того, где вы планируете (или можете себе позволить) кататься. Если ваша цель – только трюки, то подойдёт скейтборд: его можно использовать почти где угодно и без рампы – в стиле стрит. Если вы хотите рассекать по улицам на большой скорости, ощущая встречный ветер, и у вас при этом в распоряжении много прямых ровных и длинных дорог, то для вас – лонгборд. Ну а если вы хотите и немного потрюковать на начальном или среднем уровне, а ещё быть мобильным в рамках своего района, то вам подойдёт круизёр.

P.S.
Все доски появились из-за погоды: лонгборды – из-за шторма, скейтборды – из-за штиля. Это спонтанный и примитивный ответ на неподходящие погодные условия: ящик на колёсиках, который оброс технологическими улучшениями и превратился в самостоятельные дисциплины, отойдя от своих истоков.

И это не конец истории: через 50 лет после создания первого скейта, в 1988 году один юный скейтер был вынужден остаться дома из-за дождя. Тогда он смастерил миниатюру на колёсиках, и катал её пальцами по столу, имитируя обычное катание на скейтборде. Так появился фингерборд, о котором позже узнал весь мир:


Фингерборд на пике своей популярности: маленький скейт на миниатюрной рампе, управляемый пальцами в миниатюрных брючках

Поэтому если какая-то погода вам не подходит, то пусть она не будет поводом печалиться, а станет стимулом к выходу из ситуации или созданию чего-то нового!