Корзина 0
Список сравнения 0 Список желаний 0
Личный кабинет
Меню
8 (800) 555-24-60 Заказать звонок

Как выбрать велосипед: виды и отличия

В этой статье рассмотрим основные виды велосипедов и расскажем, для каких условий они больше подходят. Статья подойдёт для любителей, либо для начинающих, которые хотят определиться, какой велосипед выбрать: горный, городской, шоссейный или BMX.

Обычно берут горный велосипед

Потому что это универсальный вариант: для города и сложных загородных трасс, для парка и леса, ровного асфальта и бездорожья. И на майскую прогулку съездить, и по городу покататься и в велопоход на несколько дней уехать. Главное, чтобы он для этого подходил.

Горный велосипед на фоне гор

Чтобы понять, на какие нагрузки рассчитан горный велосипед, надо оценить его составляющие. Они же будут отличительными чертами, благодаря которым горный велосипед и является горным, и за счёт чего отличается от других видов. Рассмотрим отличительные черты горных велосипедов.

Начнём с амортизации. У горного велосипеда должен быть хотя бы один амортизатор. В целом, велосипеды бывают с одним амортизатром, двумя или без них:

  • Rigid – «жёсткий» велосипед, без амортизатров
  • Hardtail – «жёсткий хвост», велосипед с передним амортизатром
  • Двухподвес – велосипед с передним и задним амортизатром

Передняя амортизация. Вилка горного велосипеда должна компенсировать ямы и кочки, облегчать прохождение бордюров и в целом делать комфортной поездку и в городе и по пересечённой местности. Поэтому для горных велосипедов разработано несколько вилок разных производителей и разных цен: от простых пружинных с небольшим ходом в пару сантиметров до дорогих воздушных с блокировкой и регулировкой хода. Чем агрессивнее условия езды, тем качественнее должна быть вилка.


Вилка крупным планом. (У велосипеда дисковый тормоз)

Ещё бывает дополнительная амортизация под седлом. Такие велосипеды называют двухподвесными. Такие велосипеды дают больше комфорта и мягче компенсируют неровности.


Велосипед с двойной амортизацией: на вилке и в центральной части

Колёса. Большой диаметр. У горных велосипедов три основных диаметра колёс: 26, 27.5, 29 дюймов

  • 26 дюймов. Это классический диаметр для манёвренной езды. На таких колёсах легко набирать скорость и проходить сложные извилистые дороги, объезжать препятствия
     
  • увеличенный диаметр: 29 дюймов. Это колёса с акцентом на хороший накат и большую скорость
     
  • 27.5 – это золотая середина между 26" и 29", которая сочетает хороший накат и манёвренность. На таких колёсах легко набирать скорость и проходить сложные извилистые дороги, объезжать препятствия

Колёса. Прочность. Колёса должны быть прочными, чтобы выдерживать грубое прохождение природных или городских препятствий и справляться с ударами об них. Для этого в горных велосипедах делают двустеночные обода. А чтобы это не утяжеляло велосипед, обода делают из алюминия. Это двойная прочность без увеличения веса.

Переключатели скоростей. Название велосипеда «горный» говорит о том, что он лучше других справляется с ездой по разным типам дорог или неровной поверхности и легче преодолевает спуски и подъёмы. Эта способность достигается в том числе переключением скоростей. Чтобы скорости переключались, нужны сами переключатели и то, что ими управляет – манетки или шифтеры. Это рычаги или ручки вращения на руле.

Одна из самых распространённых марок переключателей и манеток – Shimano. Классификация манеток и переключателей Shimano показывает, на какие нагрузки они рассчитаны: это частота поездок, их длительность и стиль. Стиль бывает спокойным и агрессивным.

Первые 5 ступеней выносливости Shimano, от базовых к продвинутым:

  • Tourney (любительский уровень, выше начального)
  • Altus
  • Acera
  • Alivio
  • Deore (полупрофессиональный уровень)


Велосипед с двумя переключателями скоростей

Некорректно говорить, что Alivio менее качественно, чем Deore. Или что Tourney хуже, чем все остальные виды. Каждый вид рассчитан на свою нагрузку, и мы рекомендуем выбирать оборудование под свои цели и стиль. 

Кассета или трещотка. Ещё переключение скоростей обеспечивается звёздочками. Кассета - это деталь со звёздочками у центра заднего колеса (крепится на втулку). Основное отличие трещотки и кассеты: максимальная нагрузка. Трещотки выдерживают до 100 кг, а кассеты - больше 100 кг. Кассеты прочнее и надёжнее, подходят для агрессивного стиля езды. Но и стоят дороже.

Рама. Материалы и технологии рамы дают велосипеду определённые свойства и влияют на цену. Стальная рама будет тяжелее рамы из алюминия, а рама с баттингом и гидроформированием придаст интересный дизайн и увеличит прочность без увеличения веса, но скажется и на повышении цены.

Ободные или дисковые тормоза. Чтобы затормозить на горном велосипеде, не получится провернуть педали назад, так как у них нет цепного тормоза: педали просто прокручиваются назад холостым ходом. На горных велосипедах стоят ободные тормоза (v-brake) или дисковые, которые бывают механическими и гидравлическими. Тормоза незначительно влияют на вес и могут значительно повлиять на цену: гидравлика может выйти ощутимо дороже ободных тормозов. Золотой серединой можно назвать дисковые механические тормоза, которые надёжнее ободных, и менее прихотливы, чем гидравлические.


На фото 2 вида тормозов: дисковые - слева, ободные - справа

Горные велосипеды обычно продаются в минимальной комплектации. У них редко бывают крылья, звонки, катафоты, багажники и фонарики. И чаще всего они продаются подножки. Но всё это можно докупить и самостоятельно установить на велосипед.

Обычно без складной рамы. Складной механизм – место повышенной уязвимости. А раз велосипед рассчитан на более или менее экстремальные нагрузки, то в него не включают посторонние элементы: с ними он перестанет выполнять задачу, для которой создавался. А для других задач есть другие виды велосипедов.

Если не подходит горный, то следующий по частоте покупки – городской велосипед

Это велосипед для преимущественно спокойной езды по относительно ровной поверхности. Часто без скоростей, что делает его простым и понятным: чем сильнее крутишь педали, тем быстрее велосипед едет.


Горный велосипед в городе. Велосипедистка в неспортивной и длинной одежде, поэтому ей удобна заниженная рама

Такие велосипеды берут те:

  • кто не хочет разбираться в переключении скоростей или кому это не нужно
  • кто не нуждается в велосипеде с амортизацией, с дорогими и сложными тормозами типа гидравлических, с технологиями рамы типа гидроформирования, а также со скоростями и их переключателями
  • и для тех, у кого нет причин за всё это платить

Обычно складные. Это удобно тем, что даёт компактность, при сохранении безопасности катания, если не участвовать в экстремальных заездах. В основном используется двойная система складного механизма: пружинная защёлка + эксцентрик. Эта система дополнительно защищает механизм от случайного складывания, а при езде чувствуется, что рама велосипеда – монолит: без люфта и скрипа.


Велосипед в сложенном и разложенном состоянии

Складной велосипед удобно хранить:

  • на балконе
  • в коридоре
  • в коридорном шкафу
  • в чулане, кладовке
  • в сарае

И его удобно перевозить:

  • в машине
  • на крыше машины
  • в багажнике
  • в метро
  • в электричке

Но бывают и без механизма складывания.

В среднем они тяжелее горных, потому что в основном у них стальная рама, а у горных бывает алюминий, карбон и сталь. Обычно это велосипеды без амортизации и с цепным тормозом или с ободным (v-brake). Иногда бывают с переключателями скоростей, но в основном это велосипед, который едет так быстро, как сильно велосипедист крутит педали.

Частая черта городских велосипедов – заниженная рама. Это удобно для катания в юбке или тугих джинсах, а также в целом для людей с небольшой растяжкой.

У городских велосипедов много навески в базовой комплектации: крылья, багажник, корзинка для вещей, зеркало, звонок, защита цепи, катафоты. И в них часто встроена складная подножка.


На фото городской велосипед с подножкой, багажником, корзинкой, фонариком, крыльями и катафотами

Лёгкая пересечённая местность, плавный старт, мягкое торможение и неагрессивное преодоление бордюров, не слишком крутые подъёмы и спуски – вот подходящая среда использования городских велосипедов.

Кому нужен и горный и городской в одном, те берут гибридный велосипед

Это велосипед, который сочетает свойства горного и городского велосипедов. Со складным механизмом, как городской, но с амортизацией и скоростями, как горный. Вариант для тех, кто пока не может точно определиться между двумя основными видами: горным и городским. Или кому нужно и то и то одновременно.


Горный велосипед со складной рамой - гибрид

Рассмотрим сильные и слабые стороны таких велосипедов.

Редкий гибрид сочетает свойства разных типов велосипедов без потерь. Если смотреть на гибрид с точки зрения горного велосипеда, то у него теряется способность преодолевать серьёзные препятствия: место складывания – это всегда зона повышенной уязвимости. Поэтому почти любой складной велосипед не рекомендуется для заездов с большим воздействием на раму: езды по ухабам без спешивания или сложных горных заездов с крутыми спусками и подъёмами. Но зато его становится удобно хранить и перевозить.

А если смотреть на гибрид с точки зрения городского велосипеда, то велосипед теряет эту простоту в виде «сел-поехал»: появились скорости и их переключатели. И усложнилась тормозная система: у гибрида уже будет не цепное торможение, а ободные или дисковые тормоза. Следовательно, выросла цена велосипеда, что не подходит тем, кто как раз хотел и на велосипеде ездить, но и сэкономить. Ещё может потеряться заниженная рама, как конкретно в этом случае, что неудобно для тех, кому не нравятся или не подходят высокие горные рамы.

Но на таком велосипеде стало гораздо легче заехать в горку: не надо брать разгон, выжимая из себя и велосипеда максимальное вращение педалей, лишь бы не выдохнуться раньше плоскости на вершине. И не надо придумывать путь объезда. Просто включаем разные скорости на разных частях подъёма и едем без серьёзной одышки. И в целом катание становится более комфортным: ямы и кочки компенсируются амортизатором.


Тот же велосипед, что на предыдущем фото, в сложенном состоянии: хранится дома, занимая меньше места, чем горный

Идеальный вариант для поездок по пересечённой местности лёгкого и среднего уровней. Если вы не велоспортсмен и не велопоходник, но просто городской велосипед вам не подходит, то в гибриде вы найдёте много плюсов.

Раз мы упомянули уязвимость складного механизма, уточним: ни городской ни гибридный велосипеды не рассчитаны на агрессивное воздействие. Особенно это касается трюков. Для этих целей нужен BMX.

BМХ

Это велосипед для трюков. Обычно его берут подростки и обычно на нём катаются в парках или на рампе.


BMX - компактный и устойчивый к нагрузкам

При создании делается ставка на простоту, компактность, лёгкость и прочность.

Простота в том, что у BMX нет амортизаторов, складных частей, переключателей скоростей. И даже тормозов иногда нет или они установлены с помощью гироротора. Это единственное сложное исключение в BMX, если говорить о навеске: устройство, которое позволяет велосипедисту тормозить рычагами на руле, а самому рулю – вращаться на 360 градусов.

Прочность. Этот параметр тесно связан с простотой. Чем система проще, тем меньше у неё слабых мест. Велосипед укрепляется двумя способами: устранением уязвимых зон и добавлением параметров прочности. Например, привариванием рёбер жёсткости на руль и на места максимальной нагрузки в раме. Такие шаги увеличивают вес, а для трюковых велосипедов важна лёгкость и компактность. Посмотрим, как они достигаются.

Компактность. BMX сильно меньше горных и городских велосипедов из-за уменьшенных колёс – обычно 20 дюймов – и уменьшенной рамы. От этого у райдера получается низкая посадка: колени близко к плечам, если крутить педали сидя, и регулировка седла по высоте не сильно меняет положение.

Лёгкость. Маленькие колёса и рама, а также отсутствие навески хорошо влияют на вес: велосипед становится легче. Обычно рамы из нелегированной стали (подешевле) и из легированной (подороже). Чтобы усилить этот эффект, производитель может сделать раму не из стали, а из алюминия. Но такие модели встречаются реже и стоят дороже. Ещё один шаг, который не увеличивает вес, но повышает прочность – баттинг. Это технология изготовления труб, при которой места большей нагрузки толще, чем места меньшей нагрузки.

Узкое седло, на котором не посидишь с комфортом и низкая посадка, неудобная для долгого сидения, – это факторы, которые делают велосипед не самым подходящим для долгих заездов по пересечённой местности. Но он и не создавался для этого. Его стихия – трюки, поэтому его можно укомплектовать даже пегами. 


Пеги - это выносы для ног, которые прикручиваются у колёс. Пеги увеличивают сложность трюков и расширяют их разнообразие

Итак, всё это нужно, чтобы райдер мог выполнять трюки в парке, а не катался подолгу, наматывая пройденные километры. Для этой цели подойдёт шоссейный велосипед.

Шоссейные велосипеды

Обычно шоссейные велосипеды берут опытные велосипедисты, а цена полноценного шессейника выше цен на горные велосипеды среднего уровня.

Это велосипед для того, чтобы ехать быстро и прямо. Поэтому для него важно, чтобы всё работало на развитие скорости: тонкие трубы, тонкие колёса, переключатели скоростей и отсутствие амортизатора. Рассмотрим эти параметры подробнее.


Шоссейный велосипед: лёгкий, с переключателями скоростей и без складного механизма

У этого велосипеда не будет амортизаторов по двум причинам: амортизаторы нужны для преодоления неровностей, в то время как шоссейник рассчитан как раз на ровные дороги. То есть тяжёлое сложное приспособление будет на велосипеде без дела, с одной стороны. А с другой – даже будет мешать. Амортизаторы снижают КПД вращения педалей, потому что часть энергии, которую гонщик вкладывает в педали, поглощается и рассеивается амортизатором – амортизируется. Так возникают проблемы со скоростью: тяжелее разгоняться и не получается ехать на максимуме возможностей.

По этой же причине у шоссейников узкие колёса и тонкие трубы. Так снижается трение колеса об асфальт и снижается сопротивляемость воздуху, что положительно влияет на скорость. 


Даже форма руля у шоссейников обычно «баран», чтобы гонщик мог ехать, сильно наклонившись вперёд: такая посадка улучшает аэродинамику

А ещё зауженность колёс и рамы делает велосипед легче. Если добавить к этому лёгкий материал рамы, алюминий или карбон, то велосипед будет полностью ориентированным на скорость.


Тонкие большие колёса и тонкие трубы

Все эти параметры (кроме переключения скоростей) повышают уязвимость велосипеда. Шоссейники не рассчитаны на кочки, ямы, высокие бордюры и пересечённую местность: только плавные спуски и подъёмы на ровных дорогах или шоссе.

Надеемся, эта статья помогла определиться, какой велосипед выбрать. Чтобы выбрать подходящий велосипед, вспомните прочитанное выше, затем ответьте на несколько вопросов:

  • определитесь, где вы будете ездить
  • как часто и насколько интенсивно вы будете кататься
  • нужен ли вам складной механизм. Где вы будете его хранить, часто ли будете его перевозить
  • в целом, важна ли вам компактность велосипеда и низкий вес. Для тех, кто живёт на 5м этаже без лифта, разница даже в 1 кг существенна
  • какой у вас бюджет

И сопоставьте это с выбором велосипедов. А для более точной информации и тонкостей выбора именно под вас – обращайтесь к профессиональным консультантам.


Какой бы вы ни выбрали велосипед, желаем, чтобы это стало желанной покупкой, которая принесёт много приятных приключений и/или просто хороших эмоций)