Манетки, шифтеры или грипшифты
Всё это – названия механизма удалённого переключения скоростей: это как кнопки, которые запускают действие механизма, находясь на отдалении от него. То есть кнопки на руле, а сами переключатели – у цепи. Шифтеры устанавливаются около рукояток руля, под тормозными ручками, чтобы велосипедист переключал скорости, не отрывая рук от руля, и не терял управление.
Бывают в виде рычагов и в виде рукоятки, которую надо вращать вокруг своей оси
У старых моделей велосипеда рычаги переключения скоростей были на раме. Например, на велосипедах «Спутник» (согласно Википедии). Это велосипеды 1961 года, на которых катались и в 70-е и в 80-е.
Обычно, у велосипеда 2 шифтера, чтобы переключить большую либо меньшую передачу. Это даёт велосипедисту больше возможностей:
- легко подолгу ехать в подъём
- проще заезжать на крутые горки
- быстро развивается большая скорость на прямой дороге
Я помню, как протестовал, когда родители предлагали перейти с обычного велосипеда на велик со скоростями: переключение скоростей казалось сложным, и я не хотел этому учиться. Для этого текста не так важно, почему я пересмотрел своё мнение, а важно то, что я научился и не пожалел: кайфа от велопоездок стало больше.